ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ"

(48146) 4-13-39 регистратура

НОВОСТИ

4 июня 2024
16 июня свой профессиональный праздник отмечают медицинские работники. 
7 ноября 2023

В России проходит Всемирная неделя качества

 

14 июля 2023

Уважаемые пациенты!

Приглашаем вас воспользоваться услугами телемедицинских консультаций с врачами Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ельнинская центральная районная больница».

АРХИВ НОВОСТЕЙ
Всемирные Дни здоровья   3 октября - Всемирный День борьбы с алкоголизмом

3 октября - Всемирный День борьбы с алкоголизмом

Всемирный День борьбы с алкоголизмом

   Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р одобренаКонцепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одной из приоритетных задач которой является применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодёжи.

   По данным Росстата, средний по Российской Федерации объем продаж населению водки и ликероводочных изделий, виноградных и плодово-ягодных вин в абсолютном алкоголе составляет 9,1 л на душу населения.

   В Центральном федеральном округе РФ при среднем объёме продаж 10,6 л, наиболее высокий уровень зарегистрирован в Москве — 13,0 л и в Московской области — 12,2 л (по данным Росстата).

   Показатель заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя в России среди взрослого населения в возрасте 18 лет и старше с диагнозом, установленным впервые в жизни, составил 77,31 случай на 100 тыс. взрослого населения (по данным Роспотребнадзора).

   Показатель заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя подростков в возрасте от 15 до 17 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни, составил 5,13 на 100 тыс. подростков соответствующего возраста.

   В Московской области в 2013 году распространенность алкоголизма составила 1400,9 на 100 тыс. или 98740 (в 2012 году — 1473,56 на 100 тыс. населения или 106 077 человек соответственно); впервые обратились за помощью – 2788 человек или 39,6 на 100 тыс. (в 2012 г. — 4675 человек или 64,94 на 100 тыс.).

   Заболеваемость подростков в Московской области составила 8 человек или 4,5 на 100 тыс.

   Молодой организм довольно быстро привыкает к алкоголю. Знакомство подростков с алкоголем начинается с употребления слабых напитков и коктейлей. Это позволяет притупить защитную реакцию организма, в отличие от употребления больших доз крепких напитков. Такой «позитивный опыт» формирует у них опасное отношение к алкоголю – подростки привыкают к тому, что регулярное употребление спиртных напитков является вполне нормальным явлением.

«Пивной алкоголизм, действуя медленно и исподтишка, хотя и производит менее отталкивающее впечатление, зато тем коварнее подстерегает человека»

Огюст Форель

Пивной алкоголизм — термин, обозначающий болезненное пристрастие к пиву (гамбринизм, gambrinismus).

   Термина «пивной алкоголизм» нет в Международной классификации болезней 10 пересмотра. Не все наркологи признают право на существование термина «пивной алкоголизм», обосновывая это тем, что тогда должен существовать «водочный» и другие виды алкоголизма. По их мнению, алкоголизм – заболевание, вызванное избыточным употреблением любых алкогольных напитков. Злоупотребление пивом при этом рассматривается обычно не как особый вид алкоголизма, а употребление алкоголя, только в форме другого напитка, что также чревато развитием алкогольной зависимости.

   Формально, этот термин не может употребляться в качестве официального диагноза и фигурирует, главным образом, в прессе.

   Однако в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О рекламе» в части запрета рекламы пива в теле — и радиопрограммах, при кино — и видеообслуживании» разработчики высказывают другую точку зрения: «Пивной алкоголизм» достиг в России ужасающих масштабов. Особенно подверженными ему оказались несовершеннолетние».

   Невзирая на разницу во взглядах несомненно одно: массированная реклама, направленная на молодежную среду все-таки принесла свои плоды. Разработчики рекламы учли актуальные проблемы целевой аудитории и продвигали пиво, как продукт, способный облегчить общение, повысить психологический комфорт и чувство собственной значимости.

   Агрессивная рекламная кампания пива создает у молодежи иллюзию «социальной ценности» пива, а главное — полную безопасность его употребления, приводит к бесконтрольному росту потребления пива и развитию пивного алкоголизма.

   По мнению исследователей, течение «пивного алкоголизма» имеет свои особенности. Достоверно чаще встречается раннее злоупотребление алкоголем (от 16 до 20 лет – 40,3%). Средний возраст больных 30,9 лет. В социальном составе пациентов много студентов.

   Все пациенты отмечали, что уже первые приемы пива возвращали психологический комфорт, избавляли от тягостных переживаний, устраняли застенчивость, позволяли расслабиться или повысить жизненный тонус.

   Алкогольные эксцессы хорошо переносились, постинтоксикационные явления отсутствовали.

   На формирование той или иной формы злоупотребления пивом оказывают влияние микросоциальные и конституционально-биологические факторы. Определенное значение имеют и характерологические особенности.

   Для больных с синтонными, неустойчивыми, истерическими и возбудимымим чертами характера, особенно, с соответствующими акцентуациями, предпочтительнее была периодическая форма злоупотребления. Для лиц с астеническими и стеническими чертами предпочтительнее – постоянная форма употребления алкоголя.

   На ранних стадиях микросоциальные факторы служат пусковым механизмом и как бы маскируют личностные характеристики. По мере прогрессирования алкоголизма на первое место выходят конституциональные и характерологические особенности пациентов.

   При переходе первой стадии болезни во вторую, псевдозапойная форма трансформировалась в постоянное пьянство с высокой толерантностью, а в третьей стадии формировались истинные запои. Причем на их начало и окончание все больше влияли биологические, а не микросоциальные факторы.

   Другая сторона злоупотребления пивом – заболевания сердца.

   Баварское «пивное сердце» описано профессором Боллингером в Мюнхене на основании вскрытия трупов пивоваренных рабочих.

   Признано, что эта патология связана с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены.

   Кобальт обладает способностью накапливаться в волокнах миокарда. Содержание этого элемента в сердечной мышце у потребляющих пиво может превышать допустимую норму в 10 раз. Это ведет к гибели митохондрий и появлению мелких кровоизлияний, расширению полостей сердца, утолщению его стенок.

   Не последнюю роль в развитии «пивного сердца» играет перегрузка жидкостью. Пиво – газированный напиток, а углекислый газ ускоряет всасывание жидкости в желудке.

   Актуальность изучения проблемы пивного алкоголизма обусловлена социальной значимостью и постоянно растущей долей данного контингента. Отсутствие единства взглядов сказывается на оказании своевременного комплексного лечения.

   Учитывая значимость проблемы, Московский областной центр медицинской профилактики (филиал по медицинской профилактике ГАУЗМО «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации») рекомендует муниципальным управлениям здравоохранения Московской области организовать и провести следующие мероприятия, направленные на повышение информированности населения, в первую очередь детей и молодежи, об алкоголизме, на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, обеспечив активное участие в акциях медицинских работников, педагогов, СМИ, общественность:

  • подготовить приказ о проведении Всемирного дня на территории муниципального района;
  • составить межведомственный план мероприятий;
  • в ЛПУ провести тематические конференции, семинары и круглые столы;
  • организовать выступления специалистов по проблеме алкоголизма в печати, по местному радио и телевидению;
  • организовать работу «горячей линии» по проблемам алкоголизма;
  • провести выходы специалистов в образовательные учреждения с выступлениями перед подростками, организовать в школах викторины, конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни;
  • совместно с Комитетом по делам молодежи, комитетом по физической культуре и спорту и Управлением образования организовать спортивные соревнования;
  • подразделениям медицинской профилактики и центрам здоровья следует выступить организаторами и координаторами данных мероприятий совместно с наркологическими диспансерами и другими заинтересованными ведомствами.

Дата последнего изменения: 20 марта 2020