ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ"

(48146) 4-13-39 регистратура

НОВОСТИ

4 июня 2024
16 июня свой профессиональный праздник отмечают медицинские работники. 
7 ноября 2023

В России проходит Всемирная неделя качества

 

14 июля 2023

Уважаемые пациенты!

Приглашаем вас воспользоваться услугами телемедицинских консультаций с врачами Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ельнинская центральная районная больница».

АРХИВ НОВОСТЕЙ
Информация для пациентов   Информация об аборте   О социальных гарантиях и пособиях федерального и регионального уровня

О социальных гарантиях и пособиях федерального и регионального уровня

Семья - специфическая и притом весьма сложная автономная законченная социальная структура, представляющая собой непо­вторимое единство различных связей, не встречающихся среди других общественных явлений.

Как отмечается в правовой литературе, семья как социальный институт является носительницей многих социальных связей. Вы­полняя свои основные социальные функции - естественно-биоло­гическую (репродуктивную), жизнеохранительную, экзистенци­альную, воспитательную, культурно-досуговую, психологическую и др., - она поставляет обществу и государству «людские ресурсы», т.е. членов общества, граждан соответствующего государства, спо­собных и готовых участвовать во всех сферах жизнедеятельности общества. Она, в свою очередь, получает от государства поддержку через каналы социального обеспечения, бесплатного здравоохране­ния, образования и т.п. [134, с. 6]. В этом состоит прямая и обратная связь, своеобразный «диалог» семьи, общества и государства. По­нятно, что качество и эффективность выполнения семьей социаль­ных функций всецело будет зависеть от того, насколько эффектив­ной будет ее охрана и поддержка со стороны государства. Вместе с тем на жизнедеятельность семьи оказывают влияние многочис­ленные социально-экономические, природные, демографические, психологические и иные факторы, способные ослабить действие государственных мер по ее охране и поддержке.

Российская Федерация, являясь социальным государством, обеспечивает охрану, поддержку и защиту семьи, материнства, от­цовства и детства (ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ)[I]. Провозгла­шение данного положения в качестве основного принципа, опре­


деляющего взаимоотношения государства и семьи в современной России, и одновременно в качестве основополагающего принципа правового регулирования семейных отношений означает не только защиту каждой конкретной семьи или ее членов, но защиту семьи как социального института, необходимого для жизнедеятельности всего общества.

Вряд ли можно подвергнуть сомнению тот факт, что в совре­менной России в силу ряда причин семья в полной мере не выпол­няет эти функции, прежде всего репродуктивную и воспитатель­ную (социализационную). В течение последних 15 лет в России наблюдается обострение демографических проблем. Низкий уро­вень рождаемости и высокая смертность имеют своим следствием стабильное сокращение численности населения нашей страны, не­смотря на некоторое (едва заметное) улучшение демографической ситуации за последнее десятилетие. Если в 1992 г. в России на­считывалось 148,3 млн человек, то по оценкам на 1 января 2010 г. в стране проживало уже 141,9 млн человек [89].

По словам Д.А. Медведева, «улучшение демографической си­туации стало уже общенациональным приоритетом»; «издержки демографического развития препятствуют решению кардиналь­ных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности» [139].

Всё вышесказанное убеждает в том, что в системе мер госу­дарственной охраны, поддержки и защиты семьи, материнства, от­цовства и детства ведущая роль принадлежит социально-экономи­ческим мерам по улучшению демографической ситуации. Однако нельзя преуменьшать роль права в решении указанных проблем, тем более что принцип государственной защиты семьи в большей мере, чем ее государственная охрана и поддержка, несет в себе правовую нагрузку и включает в себя систему мер не столько со­циально-экономического и организационного, сколько правового характера, в том числе совершенствования норм семейного права. В то же время принцип государственной поддержки семьи предпо­лагает закрепление соответствующих мер в других отраслях права, прежде всего в нормах права социального обеспечения, трудового, налогового, жилищного права, в нормах, содержащихся в законо­дательстве об образовании, охране здоровья, и др. Отсюда следует необходимость адекватного нормативного закрепления и реализа­ции всей системы мер государственной охраны, поддержки и за­щиты семьи, материнства, отцовства и детства, и прежде всего - государственной семейной политики.

Всё это свидетельствует об актуальности проблем, постав­ленных в настоящем исследовании, и служит предпосылкой для определения главной его цели, заключающейся в оценке степени эффективности правовых норм, закрепляющих систему мер госу­дарственной поддержки, охраны и защиты семьи, материнства, от­цовства и детства, а также адекватности уровня их нормативного закрепления характеру и степени важности проблем, решаемых с помощью данных норм.

Однако данная цель не может быть достигнута без постановки и решения целого ряда задач. В частности, необходимо:

>   рассмотреть и проанализировать процесс формирования государственной семейной политики как составной части социаль­ной политики Российской Федерации, выявить характер и уровень ее нормативного выражения;

>   определить правовые принципы, в которых реализуется го­сударственная семейная политика, их соотношение и место в об­щей системе принципов семейного права;

>   провести комплексное исследование всего массива право­вых норм, в которых реализуются указанные принципы.

Основной научной гипотезой исследования является тезис о необходимости нормативного закрепления на уровне федераль­ного закона основ государственной семейной политики и прин­ципов государственной поддержки, охраны и защиты семьи как социального института, ее основных социальных функций, а так­же материнства, отцовства и детства. Для проверки научной обо­снованности данного положения предполагается использование системы методов исследования, необходимых и достаточных для решения поставленной научной задачи. Определяющим в этой системе, бесспорно, является диалектический метод познания. Практика использования в исследованиях в сфере юриспруденции метода системного анализа, исторического, нормативного, догма­тического методов и в особенности сравнительно-правового ме­тода подтвердила их научную плодотворность, что послужило ос­


нованием для их применения в настоящей разработке. В качестве ожидаемых результатов исследования предполагается сформули­ровать ряд теоретических положений и практических рекоменда­ций по дальнейшему совершенствованию правового воплощения государственной семейной политики, в которых, несомненно, нуждается юридическая наука, прежде всего теория семейного права, и нормотворческая практика на федеральном и региональ­ном уровнях. Авторский коллектив надеется также на то, что дан­ное исследование послужит базой для проведения дальнейших на­учных изысканий в области правового регулирования взаимодей­ствия государства и семьи как субъекта государственной семейной политики как уникального социального института, нуждающегося в государственной поддержке, охране и защите.

Дата последнего изменения: 20 марта 2023