Уважаемые пациенты!
Приглашаем вас воспользоваться услугами телемедицинских консультаций с врачами Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ельнинская центральная районная больница».
Семья - специфическая и притом весьма сложная автономная законченная социальная структура, представляющая собой неповторимое единство различных связей, не встречающихся среди других общественных явлений.
Как отмечается в правовой литературе, семья как социальный институт является носительницей многих социальных связей. Выполняя свои основные социальные функции - естественно-биологическую (репродуктивную), жизнеохранительную, экзистенциальную, воспитательную, культурно-досуговую, психологическую и др., - она поставляет обществу и государству «людские ресурсы», т.е. членов общества, граждан соответствующего государства, способных и готовых участвовать во всех сферах жизнедеятельности общества. Она, в свою очередь, получает от государства поддержку через каналы социального обеспечения, бесплатного здравоохранения, образования и т.п. [134, с. 6]. В этом состоит прямая и обратная связь, своеобразный «диалог» семьи, общества и государства. Понятно, что качество и эффективность выполнения семьей социальных функций всецело будет зависеть от того, насколько эффективной будет ее охрана и поддержка со стороны государства. Вместе с тем на жизнедеятельность семьи оказывают влияние многочисленные социально-экономические, природные, демографические, психологические и иные факторы, способные ослабить действие государственных мер по ее охране и поддержке.
Российская Федерация, являясь социальным государством, обеспечивает охрану, поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ)[I]. Провозглашение данного положения в качестве основного принципа, опре
деляющего взаимоотношения государства и семьи в современной России, и одновременно в качестве основополагающего принципа правового регулирования семейных отношений означает не только защиту каждой конкретной семьи или ее членов, но защиту семьи как социального института, необходимого для жизнедеятельности всего общества.
Вряд ли можно подвергнуть сомнению тот факт, что в современной России в силу ряда причин семья в полной мере не выполняет эти функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную (социализационную). В течение последних 15 лет в России наблюдается обострение демографических проблем. Низкий уровень рождаемости и высокая смертность имеют своим следствием стабильное сокращение численности населения нашей страны, несмотря на некоторое (едва заметное) улучшение демографической ситуации за последнее десятилетие. Если в 1992 г. в России насчитывалось 148,3 млн человек, то по оценкам на 1 января 2010 г. в стране проживало уже 141,9 млн человек [89].
По словам Д.А. Медведева, «улучшение демографической ситуации стало уже общенациональным приоритетом»; «издержки демографического развития препятствуют решению кардинальных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности» [139].
Всё вышесказанное убеждает в том, что в системе мер государственной охраны, поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства ведущая роль принадлежит социально-экономическим мерам по улучшению демографической ситуации. Однако нельзя преуменьшать роль права в решении указанных проблем, тем более что принцип государственной защиты семьи в большей мере, чем ее государственная охрана и поддержка, несет в себе правовую нагрузку и включает в себя систему мер не столько социально-экономического и организационного, сколько правового характера, в том числе совершенствования норм семейного права. В то же время принцип государственной поддержки семьи предполагает закрепление соответствующих мер в других отраслях права, прежде всего в нормах права социального обеспечения, трудового, налогового, жилищного права, в нормах, содержащихся в законодательстве об образовании, охране здоровья, и др. Отсюда следует необходимость адекватного нормативного закрепления и реализации всей системы мер государственной охраны, поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, и прежде всего - государственной семейной политики.
Всё это свидетельствует об актуальности проблем, поставленных в настоящем исследовании, и служит предпосылкой для определения главной его цели, заключающейся в оценке степени эффективности правовых норм, закрепляющих систему мер государственной поддержки, охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также адекватности уровня их нормативного закрепления характеру и степени важности проблем, решаемых с помощью данных норм.
Однако данная цель не может быть достигнута без постановки и решения целого ряда задач. В частности, необходимо:
> рассмотреть и проанализировать процесс формирования государственной семейной политики как составной части социальной политики Российской Федерации, выявить характер и уровень ее нормативного выражения;
> определить правовые принципы, в которых реализуется государственная семейная политика, их соотношение и место в общей системе принципов семейного права;
> провести комплексное исследование всего массива правовых норм, в которых реализуются указанные принципы.
Основной научной гипотезой исследования является тезис о необходимости нормативного закрепления на уровне федерального закона основ государственной семейной политики и принципов государственной поддержки, охраны и защиты семьи как социального института, ее основных социальных функций, а также материнства, отцовства и детства. Для проверки научной обоснованности данного положения предполагается использование системы методов исследования, необходимых и достаточных для решения поставленной научной задачи. Определяющим в этой системе, бесспорно, является диалектический метод познания. Практика использования в исследованиях в сфере юриспруденции метода системного анализа, исторического, нормативного, догматического методов и в особенности сравнительно-правового метода подтвердила их научную плодотворность, что послужило ос
нованием для их применения в настоящей разработке. В качестве ожидаемых результатов исследования предполагается сформулировать ряд теоретических положений и практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правового воплощения государственной семейной политики, в которых, несомненно, нуждается юридическая наука, прежде всего теория семейного права, и нормотворческая практика на федеральном и региональном уровнях. Авторский коллектив надеется также на то, что данное исследование послужит базой для проведения дальнейших научных изысканий в области правового регулирования взаимодействия государства и семьи как субъекта государственной семейной политики как уникального социального института, нуждающегося в государственной поддержке, охране и защите.